Трамваи по космической цене

Три города Украины закупили залежавшиеся на складе трамваи уровня 80-х годов по цене современных низкопольных вагонов.

Почти двадцать лет назад наш журнал в новостях написал о совместном чешско-украинском предприятии, которое в Днепропетровске на бывших оборонных мощностях освоило производство чешских трамвайных вагонов «Татра-Т6Б5». По тем временам это был колоссальный прорыв: трамваи этой модели, разработанные в начале 80-х, были лучшими вагонами среди всех прочих на просторах бывшего СССР. Просторный светлый салон с большими окнами, удобные сиденья, теплые печки, да и тяговое электрооборудование на тиристорах, позволявшее экономить от 20 до 35% электроэнергии по сравнению с трамваями других моделей. Фирма, получившая название «Татра-Юг», сначала доукомплектовывала чешские заделы кузовов, оставшиеся после банкротства пражской компании ЧКД, а затем освоила и самостоятельное производство этих трамваев на основе полученной от чехов документации. При этом не обошлось без ухудшения исходных качеств чешского вагона: у трамваев «Татра-Юг» заметно более жесткий ход, да и ржавчина на кузовах пробивается уже спустя три года с начала эксплуатации.

Это львовский трамвай «Электрон» – полностью низкопольный вагон, ничем не уступающий современным европейским аналогам. Фото: Иван Черныш
Это львовский трамвай «Электрон» – полностью низкопольный вагон, ничем не уступающий современным европейским аналогам. Фото: Иван Черныш

Время не стоит на месте. То, что было прекрасно двадцать лет назад, уже безнадежно отстало ко дням нынешним. Сегодня «Татра-Юг» осталась единственным производителем трамвайных вагонов в СНГ, у которого за все эти годы модельный ряд в сущности не поменялся. Даже Россия уже давно выпускает прекрасные низкопольные вагоны – в частности, Тверской вагоностроительный завод предлагает трамваи с полностью низким полом по всему салону, без единой ступеньки. Однако отечественная фирма решила не тратиться на инженерные разработки продукции, идущей в ногу со временем, а продвигать старые заделы, скажем так, альтернативными методами. В этом году скандалы вокруг «Татры-Юга» накалились по полной, причем сразу в трех городах.

Салон «Электрона» рассчитан на 70 комфортабельных мест для сидения, в нем есть также две площадки для инвалидов или детских колясок. Фото: Иван Черныш
Салон «Электрона» рассчитан на 70 комфортабельных мест для сидения, в нем есть также две площадки для инвалидов или детских колясок. Фото: Иван Черныш

Столица еще в начале весны объявила тендер на поставку восьми сочлененных вагонов особо большой вместимости для линии скоростного трамвая. Вагоны, подходящие под условия тендера, выпускают два отечественных производителя: упомянутая «Татра-Юг» и львовский «Электрон». Но насколько же это разные трамваи! В первом случае – это те же высокопольные кузова родом из 80-х с короткой низкопольной секцией-вставкой, во втором – современный пятисекционный вагон европейского уровня с полностью низким полом по всему салону. Сначала «Татра-Юг» пробовала затянуть тендер, опротестовывая его условия: компания очень хотела вместо сочлененных вагонов продвинуть оставшиеся у нее одиночные. Не вышло. Когда вскрытие предложений таки состоялось, то львовский вагон оказался лишь на несколько сотен тысяч гривен дороже «Татры-Юга» – и это при колоссальной разнице конструкции, материалов и исполнения! Тендерная комиссия все же приняла предложение «Электрона», но его противник тут же взялся оспаривать это решение. Попытка оказалась безуспешной: Киев спустя несколько месяцев проволочек все-таки подписал контракт с «Электроном», и первый из вагонов нового поколения уже вот-вот начнет перевозить пассажиров.

А это интерьер купленного втридорога вагона К1М производства «Татра-Юг». Фото: Андрей Сергеев
А это интерьер купленного втридорога вагона К1М производства «Татра-Юг». Фото: Андрей Сергеев

Летом Киев подготовил и второй тендер. Первоначально он предусматривал поставку семи таких же сочлененных вагонов особо большой вместимости. Но в начале декабря абсолютно внезапно условия тендера вдруг изменились: «Киевпасстранс» по непонятным причинам предпочел объявить предложение о закупке только одного сочлененного трамвая и пяти одиночных с неполной низкопольностью. Крамольное совпадение: как сообщают независимые транспортные эксперты, на складах «Татры-Юга» с 2012 года залежалось шесть трамваев модели К1М, которые Киев не захотел покупать три года назад. Тендер на сей раз никем не оспаривался и не затягивался, более того – был проведен необычайно оперативно. Итог неутешителен: вместо семи современных вместительных вагонов город купил пять устаревших и несвежих одиночек, по одному сочлененному трамваю торги и вовсе не состоялись. А теперь – внимание, цена вопроса. Пятисекционный полностью низкопольный «Электрон» обошелся столице в 26,25 млн гривен. А за одиночный вагон К1М производства «Татры-Юг» с низким полом только в четверти салона Киев платит свыше 14 млн. Таким образом, прогрессивный и удобный для горожан львовский трамвай оказывается значительно дешевле, чем аналогичный по вместимости (но не по качеству и комфорту) поезд из двух вагонов К1М. Нонсенс, немыслимый где-либо еще, кроме Украины!

K1M
Злополучный К1М производства «Татра-Юг»

Еще один К1М за те же деньги удалось продать Одессе. Для сравнения – упомянутые тверские вагоны обошлись городу, в котором они производятся, примерно в 13,3 млн гривен (если перевести цену в рублях), – но это с учетом накрутки за приобретение в лизинг на пять лет! То есть исходная цена тверского трамвая – и вовсе раза в полтора ниже, чем устаревшего отечественного вагона, простоявшего три года на складе невостребованным.

Но больше всех оказался обманут Мариуполь. За цену выше, чем для Киева и Одессы, городу продали высокопольный вагон К1 ориентировочно 2010 года выпуска! И это притом, что по программе Кабмина, предусматривавшей финансирование из госбюджета 30% от стоимости новой единицы подвижного состава, разрешалось приобретение исключительно техники хотя бы с частичной низкопольностью. Таким образом, не говоря даже о колоссальной переплате за залежалый невостребованный товар, покупка противоречит постановлению правительства.

Мариуполь жестоко обманут: вопреки постановлению Кабмина, городу продали высокопольный вагон, причем дороже, чем Киеву и Одессе. Фото: TRAlex
Мариуполь жестоко обманут: вопреки постановлению Кабмина, городу продали высокопольный вагон, причем дороже, чем Киеву и Одессе. Фото: TRAlex

Директор «Татры-Юга» Анатолий Кердивара когда-то с гордостью заявлял, что локализация производства трамвайных вагонов на его предприятии составляет не менее 90%. Киев покупал предыдущую партию вагонов К1М в октябре 2012 года – тогда каждый из вагонов обошелся столице в 4 985 700 гривен. Как же так получилось, что те же вагоны, выпущенные три года назад, теперь стоят почти втрое дороже – словно бы они целиком импортные? И как бы вы отнеслись, если бы вам сегодня предложили купить давно снятые с производства «Жигули», затерявшиеся на несколько лет где-то на складах завода, по цене новенькой «Ауди-А4»?

В Твери выпускаются прекрасные полностью низкопольные трамваи, которые в полтора раза дешевле устаревшей продукции «Татра-Юг». Фото: Янис Витолс.
В Твери выпускаются прекрасные полностью низкопольные трамваи, которые в полтора раза дешевле устаревшей продукции «Татра-Юг». Фото: Янис Витолс

Источник: За рулем

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + четырнадцать =